От старшего воспитателя

В жизни мы часто пользуемся понятием «самостоятельность», не особенно задумываясь над его содержанием. Многие сегодня с легкостью называют своего малыша самостоятельным или, на­оборот, несамостоятельным, ориентируясь при этом на совершенно различные основания. Так, одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращений за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный — это такой малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи на­зовут самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гу­ляет отдельно от взрослых, в общем, сам по себе.

Кто же здесь прав?

о мере самостоятельности своего ребенка мы должны судить не на основании отдельных, произволь­но выбранных показателей, а учитывать комплекс основных, веду­щих, определяющих. Дошкольника можно назвать самостоятельным, если его пове­дение характеризуется комплексом всех основных показателей — независимостью, инициативностью, целеустремленностью и  опти­мизмом.   Несформнрованность   хотя   бы   одного   из   них   делает неправомерной высокую опенку. Почему? Потому что каждое из названных   умений,    являясь   необходимым    условием    развития самостоятельности вашего   малыша,   взятое  отдельно,   не   может гарантировать   необходимый  уровень   активности  личности.   Так, оптимистически   настроенный  и  независимый  ребенок совсем   не обязательно оказывается способным проявить в деятельности целе­устремленность и   творчество,   а   инициативный — независимость от мнения других и т. д.

Несколько слов о сфере проявления самостоятельности. Если вы   систематически   наблюдаете за поведением   и   деятельностью своего   малыша,   вы обязательно   увидите,   самостоятелен   ли он вообще (в разных видах   деятельности,   при   разном   настроении, в разных обстоятельствах)   или же только в определенных усло­виях (когда ему удается то, чем он занят, или же он положительно настроен). Если проявления активности вашего ребенка достаточ­но устойчивы, вы с полным основанием можете называть его са­мостоятельным. Если же проявления ситуативны, столь высокая оценка активности дошкольника поспешная.

Каждому по­нятно, что ребенок трех-пяти лет все-таки еще очень зависим от помощи и поддержки взрослого. Тем не менее о самостоятельности дошкольника можно и нужно говорить, ибо в школьные годы такой разговор может оказаться уже запоздалым.

Самостоятелен ли ваш ребенок? Не спешите со своей оценкой. Сначала присмотритесь к тому, является ли инициатива, независи­мость и умение достигать цель типичным проявлением сына или дочери. Скорее всего, вам придется констатировать, что ребенок может сам соорудить довольно сложную постройку (это он умеет и любит!), но может, едва приступив к рисунку, расшвырять крас­ки и требовать, чтобы вы закончили рисунок за него. Бывает и так, что ваш ребенок охотно сочиняет сказки, стишки, может сделать самостоятельный вывод из наблюдений и в то же самое время не торопится себя обслужить, предпочитает, чтобы вы за него убрали игрушки.

Самостоятельность тесно связана с волей, потому что решение задачи требует от вашего ребенка целеустремленности, волевых усилий, умения проявлять настойчивость.Волевые черты личности являются стержнем самостоятельности. У самостоятельного ребен­ка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели. Зависимый ребенок всегда безволен. Он, даже если и владеет знаниями, не умеет само­стоятельно реализовать свои способности,

Существует определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка: задача, которую ему для решения предлагает взрослый, должна стать его задачей, приобрести для него смысл, стать переживанием. Характер чувств, которые проявляет ваш ребенок во время самостоятельного исполнения, связан с его инте­ресами. Хорошо, если его чувства высокие-он переживает ра­дость успеха, счастье от преодоления трудностей. Значительно хуже, если при столкновении с препятствиями ребенок проявляет невыдержанность, грубость.

Следовательно, для того, чтобы ребенок-дошкольник был само­стоятельным, вы должны развивать его интеллект, волю эмоции. Развивать день за дном, в разных жизненных ситуациях.

В своем развитии самостоятельность проходит последователь­ные этапы — от элементарного проявления активности младенца до зрелой самостоятельности взрослого человека. Между ними ле­жат три промежуточные формы. Чтобы вы могли определить, какая форма самостоятельности характерна для вашего ребенка, остановимся подробнее на раскрытии содержания каждой из этих промежуточных форм, присущих детям дошкольного возраста.

Исполнительная активность — самая простая форма самостоя­тельности. Она характеризуется умением малыша действовать по образцу взрослого. Вот вы предложили сынишке нарисовать бабо­чку. Чтобы справиться с этим заданием, мальчик должен видеть перед собой изображение той конкретной бабочки, которую он будет рисовать, и только тогда он приступит к работе. Таким обра­зом, ребенок выступает лишь исполнителем ваших частных ука­зании, хотя выполняет задание сам.

Однако и работа по образцу бывает разной. Тот вариант, о котором мы говорили выше, чаще всего родители используют тогда, когда ребенок совсем маленький, и не владеет своим собственным

Ребенок подрастает, и вы усложняете задание: образец не расчленяется на отдельные детали, а дается лишь его контур. Ребе­нок оказывается перед необходимостью проявить сообразитель­ность, хотя образец и лежит перед ним.

Параллельно с развитием исполнительной активности развива­ется и самостоятельность малышей. Последняя выражается в том, что дошкольники начинают использовать приобретенные знания и умения без образца взрослого. Естественно, что при этом они начинают вносить элементы инициативы. Теперь ребенку не нужно предлагать рисовать конкретную бабочку. Он может нарисовать ту, какую видел во время прогулки, какая понравилась ему боль­ше. То есть, он вносит в исполнение элементы инициативы.

Самая высокая для этого возраста самостоятельность выража­ется в том, что в свою работу дошкольник учится вносить элементы творчества. Если вначале он рисовал бабочку по образцу, а позже по памяти, то теперь — по воображению. Вы можете на рисунке увидеть такую бабочку по форме и расцветке, которой даже нет в природе. Ваш малыш сам создал ее. С этого времени он становится творцом (чаще всего это происходит в старшем дошкольном возрасте).

Самостоятельность как важнейшее качество личности, гаран­тирующее человеку способность жить, учиться и творить, возникла не случайно. Необходимость ее возникновения определяется разви­тием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека способности быть инициативным, независимым, оптимистичным. Было бы противоестественно, если бы взрослый всю жизнь выпол­нял за своего ребенка элементарные действия. Такая бессмыслен­ность и нерациональность тормозила бы движение вперед. Именно благодаря разбуженной в детстве активности человек может раз­виваться в содержательную, целенаправленную личность, способ­ную найти свое место в жизни. Чем больше развита активность лич­ности, тем интенсивнее ее жизнь, тем шире и разнообразнее ее контакты с окружающим миром.

Однако для развития самостоятельности недостаточно одного лишь умения проявлять собственную инициативу. Самостоятельность дошкольника - это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослы.!. Если у вашего малыша не сформирована привычка вести себя в соответствии с требованиями и правилами, которые вы ему предлагаете, то пре­доставленная ему возможность действовать самостоятельно может привести к стихийному поведению, нарушению общественных норм поведения.

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она фор­мируется и достигает определенного уровня развития в резуль­тате включения малыша в организованную взрослыми деятель­ность. Ведущая роль в развитии самостоятельности принадлежит воспитанию и обучению, то есть управлению со стороны родите­лей и воспитателей. В то же время ребенок —активное существо, деятельный участник общения. Вы не можете не считаться с ним — с его физиологическими и психологическими особенностями, с его интересами и желаниями. Вы не можете, как вам захочется, по своему вкусу, управлять ребенком. Именно ваш ребенок определя­ет предел и стиль этого управления.

Чтобы своевременно и правильно воспитать самостоятельность, вам просто необходимо разобраться в том, где же находится этот предел и какой стиль руководства поведением и деятельностью больше отвечает поставленной задаче.

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспита­нии могут быть слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не мо­жет воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать»1 — и К- Д- Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду»2.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно рань­ше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первосте­пенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисцип­линированность, прилежание, бережливость и другие. Своевре­менное трудовое воспитание — эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это воз­можно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безынициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают мама, папа или бабушка, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность от­стоять, защитить себя, неумение принимать решение — таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.

Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безынициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают мама, папа или бабушка, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность от­стоять, защитить себя, неумение принимать решение — таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.

Все качества (в том числе и трудолюбие) легче формировать у истоков жизни человека. Недооценка своевременного трудового воспитания приводит к появлению у детей лени и потребительства. К. Д. Ушинский писал: « ..воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно вше дать ему и привычку к труду».

В А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил; «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры... Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. ...Трудовая подготовка, воспитание трудового качества — это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо, созданные для ребенка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока они не почувствовали, не пережили на собственном опыте (а опыт сам по себе стихийно никогда не приходит), что важнейший источник их личной радости — это труд и пот старших, они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость.

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подоб­ное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, орга­низованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные поня­тия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старши­ми». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, вос­питать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться — в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабуш­ки (как это делала Наташина мать в описанном примере); вместе труд спорится лучше и т. п. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действий, показывая приемы работы.

В процессе труда у ребенка формируется способность прояв­лять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выпол­няемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти инте­ресное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дальнейшей самостоятельной жизни.

Даже у самых маленьких детей должны быть свои, посильные для  него обязанности.Трехлетнего ребенка надо учить умению обслужить себя, по возможности обходясь без помощи взрослых, помогать старшим что-то подать, принести, положить на стол хлеб, ложки, убирать В процессе труда у ребенка формируется способность прояв­лять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выпол­няемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти инте­ресное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дальнейшей самостоятельной жизни.

Дети 4—5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах — убирать комнату, вытирать пыль, поливать комнатные растения, кормить животных, следить за своими вещами (пришить пуговицы, почистить обувь и т. п.), содержать в порядке игрушки.

Бережному   пользованию  игрушками,   а   также  настольными играми, детскими книгами, учебными принадлежностями, их правильному хранению важно учить детей с самого раннего возраста.

Родители  должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами,поддерживать чистоту, трудиться для всех.

В семьях, которые занимаются огородничеством и цветоводством, дети привлекаются к работе на огороде и в цветнике. Вместе  со взрослыми они участвуют в подготовке и посадке рассады, проращивании семян,  их посеве,   подготовке  почвы   (рыхлении,  устройстве клумб, грядок), уходе за всходами, уборке урожая и т. п. При этом взрослые рассказывают, какую важную роль играют продукты питания в жизни людей. В. А. Сухонлинский отмечал: «Для формирования облика детей очень большое значение имеет то, как относятся к своему труду люди, создающие для других такие обычные ничем не примечательные с первого взгляда материальные блага, как хлеб, мясо,  молоко, сахар и др., гордились своим трудом,  относились к  нему   как  к служению обществу, оказывало сильное влияние на детское сердце»1.

В старшем дошкольном возрасте трудовые обязанности ребен­ка возрастают: он не только может обслужить себя (одеться, раздеться, застелить постель, пришить оторвавшуюся пуговицу) или принимать посильное участие в делах взрослых, но и, главное, трудиться для других, проявляя внимание и заботу к папе, маме, бабушке, младшему брату или сестре.


Родители и воспитатели — участники общего дела — подготовки детей к школе, к жизни, где нужно уметь самостоятельно думать, решать, поступать. Успех его в немалой степени зависит от того, насколько каждый из родителей заинтересован в сотрудничестве с воспитателем, человеком, который находится с вашим ребенком в то время, пока вы работаете. Значение сотрудничества не умень­шается даже при условии, что вы правильно воспитываете своего малыша дома. Весьма полезно знать, па всех ли без исключения занятиях активен малыш  (ведь дома чаще всего он предпочитает заниматься любимым делом, привыкает делать самостоятельно и хорошо то, что хочет, а не то, что нужно). Такая информация обогатит ваш опыт, поможет сориентироваться в подборе приёмов воздействия на ребенка. Пригодились бы вам сведения о том, подчиняется или командует ваш дошкольник в играх со сверстни­ками, смел ли он и решителен или же труслив и неуверен и т.д. Ведь условия воспитания в семье и дошкольном учреждении отличны, что не может не сказаться в большой или меньшей степени на характере поведения ребенка. Вот почему так важно, чтобы уже сегодня, когда вашему ребёнку  лишь три—пять лет, вы стали добрым помощником, а если нужно, и учеником воспитателя.                                                                                                 Иногда  на   пути  взаимопонимания  и  сотрудничества   между родителями и педагогами возникают сложности. Порой, вы сами того не желая, создаете их. Как это происходит? Например, воспи­татель обращает ваше внимание на то, что сынишка недостаточно настойчив - чуть   столкнется   с   трудностью и   работа   брошена на полпути. Вы слушаете это с улыбкой: мал еще, вот и неусидчив. Пойдет в школу, и все образуется. Вам кажется, что дошкольное учреждение призвано обеспечить уход  и присмотр  малышу, а только в школе  учительница и научит доводить дело до конца. Понятно,   что  столь  облегченное отношение к периоду дошкольного детства характерно для меньшинства родителей. Но так как это явление имеет место, о нем следует говорить.

Дошкольные годы — это период, когда начинает складываться личность. И если кто-то из родителей своевременно не понял этого,  то значительно удлинил себе путь к уму своего собственного ребен­ка. Почему? Потому что на протяжении всех лет пребывания детей в дошкольном учреждении не понял необходимости быть помощни­ком своему малышу, не научился этому искусству. И чем раньше приходит понимание важности этого умения, тем лучше.

Многие из вас успешно сотрудничают с воспитателем и, естест­венно, знают, что «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (М.:Мозаика-Синтез,2005.-208с.), достаточно насыщена и сложна. Успех ее реализации, конечно же, зависит и от того, в какой мере вы, самые близкие ребенку взрос­лые, будете не только ознакомлены с ее требованиями, но и от того, насколько сумеете придержи­ваться их дома. Общение с ребёнком, активное участие в жизни дошкольного учреждения обогащают ваш опыт, учат проницатель­ности и мудрости, настраивают па серьезный лад. Когда придет время вашему ребёнку  идти в первый класс, вы окажетесь ему добрым и умелым помощником.

Дошкольное учреждение, заботясь о гармоническом развитии детей, очень рассчитывает на понимание и поддержку родителей. Оно предлагает вам самые разнообразные формы взаимодейст­вия-коллективные и индивидуальные, которые способны содейст­вовать росту вашего педагогического мастерства. И вы, как прави­ло, охотно принимаете приглашение воспитателя прийти на роди­тельское собрание, находите время посетить дошкольное учрежде­ние в день открытых дверей, не остаетесь безучастными к уголкам для родителей. Что ж, это не удивительно: каждому из вас инте­ресно знать, как живет малыш среди своих сверстников, всегда ли добивается поставленной цели, умеет ли обслужить себя сам, проявляет ли инициативу.

Хорошо, если не только при организации, но и во время прове­дения групповых совместных мероприятий вы не остаетесь безучаст­ными наблюдателями. Ваш опыт, живое слово очень важно и дорого воспитателю. И не только в том случае, когда вы хотите поделить­ся с другими   радостью   открытия,   воспитательной   находкой, но и тогда, когда в вашей душе боль, неумение изменить ситуацию.

Вечером, когда вы не торопитесь, можно поговорить с воспитателем о многом. Целесообразно вести предметный разговор, например, о том, что удастся, а что не удается вашему ребенку, аккуратно ли он рабо­тает, доводит ли начатое до конца, старателен и т. п. Вы, несом­ненно, получите квалифицированный совет относительно того, как активизировать мысль и волю ребенка дома, выработать привычку к трудолюбию, организовать досуг. С воспитателем вас сближает взаимодействие по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Общая работа родителей с детьми сближает. Многие из вас откроют в ребенке неведомые доселе стороны, увидят его дру­гим, поверят в его возможности.

Тем из вас, кто по роду деятельности далек от педагогики, несомненную пользу принесет ознакомление с содержанием тема­тических папок-передвижек, которые знакомят родителей с воспи­тательными задачами и условиями их решения. Они рассчитаны на то, чтобы удовлетворить ваши знания в разных сферах развития малыша, вооружить реальными способами руководства. Хорошо, если вы взяли за правило каждый день заглянуть в портфолио ребёнка, приобщиться к тому, чем и как зани­мался сегодня ваш малыш. Если к тому же вы буквально двумя-тремя словами перемолвитесь с воспитателем о том, как прошел день у ребенка, вам покажется, что долгий рабочий день и не от­делял вас от малыша.

Верим, что у большинства из вас есть желание вложить себя в кропотливую работу по воспитанию творческой личности, созрело желание сотрудничать с воспитателем. Вы проявляете заинтересо­ванность, внимательно прислушиваетесь к советам и замечаниям воспитателя. Идя рядом с педагогом все дошкольные годы, вы станете более зрелыми, научитесь сомневаться, постигнете всю грандиоз­ность стоящих перед общественным воспитанием задач.


В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына этало­ном мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, «рыцарству». Эти понятия и способы поведения мальчик постигает прежде всего на примере отношения отца к женской «половине» семьи — к матери, жене, дочери. В его предупредительном, внимательном отношении к женщине проявля­ется понимание той важной роли, которую женщина выполняет в политической и хозяйственной жизни государства.

Обязанность отца — постепенно подвести сына к пониманию, что есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющая­ся в сдержанности, воле, выдержке, смелости — во всем, что принято называть «твердостью характера». С помощью отца ра­стущий человек постепенно осознает, что быть сильным не только преимущество, по и ответственность, что превосходство физическое должно находить свое выражение в благородстве поступ­ков.     

Итак, первые уроки мужского достоинства сын получает от отца. «Папа и я — мужчины». С этого начинается мужание мальчика. На примере отца ребенок усваивает очень важные истины:

«Я мужчина»,— значит, я сильный.

«Я мужчина»,— значит, невозможно не заступиться за млад­шего, слабого.

«Я мужчина»,— значит,  плакать, капризничать мне не поло- ' жено, ведь это удел слабых.

«Я мужчина»,— значит, я все могу: помочь, кто в том нуждает­ся, поступиться личными удовольствиями ради мамы, бабушки, любой женщины, девочки.

«Я мужчина»,— значит, поступаю, как папа.

Счастливы сыновья, если имеют возможность восхищаться моральной силон отца, подражать ему, впитывать высокие идеалы добра, с его помощью постигать такие нравственные понятия, как «долг», «честь», «Родина».

Отец — гражданин, семьянин, воспитатель. Все это обязывает его к постоянному совершенствованию собственной личности. Всегда надо помнить: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общест­венному долгу, когда единство слова и дела становится повседнев­ной нормой поведения».

Важно, чтобы дети видели, что их папа в приятных хлопотах и заботах о семье, самое ответственное, от чего зависит настроение и быт путешественников, на его плечах. Он — самый активный органи­затор, носильщик, повар, капитан, затейник, фотограф, следопыт... Двадцать четыре дня все вместе! А сколько это составляет счаст­ливых часов! Важно, чтобы дети видели, как папа внимателен к маме, к ним самим, их затеям.

Для такой  семьи характерны положительные эмоции: даже разногласия принято решать спокойно, по-деловому. А случаю­щаяся иногда вспыльчивость матери как-то остается незаметной для детей благодаря тому, что отец умеет по-мужски быть сдер­жанным, где необходимо промолчать, с присущим ему юмором нейтрализовать отрицательные эмоции.

Отец учит детей проявлять заботу и внимание друг к другу и к старшим членам семьи. К каждому его слову прислушиваются дети. «Сам папа сказал!», «Спрошу у папы», «Не могу, папа не разрешил», «Он позволил», «Что папа подумает обо мне?», «Сделаю, как папа». Вот многие мотивы, которыми руководствуются брат и сестра в своих поступках.

Успех воспитательного влияния отца зависит от его авторитета в семье. Пока дети малы, любое распоряжение отца, любой его поступок воспринимается ими как самый справедливый. В этом и  сила, и опасность (если пример отрицательный), так как маленькие дети склонны к подражанию. Но, подрастая, дети делают «пере­оценку ценностей». Как будет воспринимать ребенок родительское слово, если отец пообещал и не сделал; или: отцу можно поступить так или иначе, а сыну или дочери нельзя, к себе требует от них уважения, а своими поступками его зачеркивает. Некоторые родители добывают авторитет у ребенка мелкими подачками, уступками, чтобы расположить его к себе. «Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета,— говорил А. С. Мака­ренко.— Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям»1.

«Действительный авторитет основывается на вашей граждан­ской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответ­ственности за его воспитание»,2— утверждает А.  С. Макаренко.

Авторитет родителей в семье необходим, и строить его следует в основном на внимании к детям, к их жизни.


Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что дошкольный возраст является особо ответственным периодом в нравственном становлении развивающейся личности. При условии целенаправ­ленного воспитания к концу дошкольного возраста у детей форми­руются нравственные чувства и сознание, нравственные при­вычки и умение выполнять правила поведения.

«НЕЛЬЗЯ» — первое нравственное понятие, регулирующее по­ведение ребенка. С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь взрослых. Слово  «нельзя»   приобретает  конкретность  для   него,  если  оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способ­ны понять совсем маленькие дети в возрасте до одного года. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает огра­ничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.

Ребенок   растет,    умнеет,   обретает   способность   к   волевым

усилиям. И здесь не упустить момент, когда к понятиям «НЕЛЬЗЯ» и «МОЖНО» прибавить еще одно — «НАДО». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих.Маленькие дети часто действуют по первому им­пульсу: увидел — понравилось — взял. Они еще не способны к волевым усилиям, а значит, не могут самостоятельно отказываться от желаемого. Взрослые должны учить детей поступать правильно,  разъясняя, что можно делать, а что нельзя. Например: «На клумбах нельзя рвать цветы. (Интонацией выделить слово «нельзя», возможно, повто­рить это слово несколько раз.) На цветы могут смотреть многие, любоваться, когда они растут на клумбах».

Общение со сверстниками — необходимое условие полноценно­го развития личности: ребенок приобретает способы общественно­го поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.Ребенок 6—7 летпочти всегда играет не один. Радость совместной игры порождает содружество, складываются доверительные отношения, которые перерастают в дружбу. Дружеские взаимоотношения благотворно влияют на формирование таких качеств, как доброжелательность, желание оказывать друг другу помощь, это, в свою очередь, способствует воспитанию чувства доброты, взаимной выручки. Лишая ребенка общества сверстников, родители тем самым вносят ущерб правильному воспитанию своего ребенка.                    Формирование бережливости —- проблема социальной значи­мости. Особую остроту приобретает она в наши дни, когда наблюдается   замедление экономического роста, безработица достигла исторически низких уровней, реальные доходы людей сокращаться. Формирование у растущего человека любви и бережного отношения к земле, ее богатствам, родной природе и животному миру, хлебу и всему тому, что создается российскими тружениками, не может рассматриваться вне связи с нравственным и трудовым воспитанием. Задача родителей — воспитывать у ребенка береж­ливость и в то же время не растить из него раба вещей. Растущий человек должен знать цену вещам как результату человеческого труда. Эта мысль должна находить конкретное подкрепление в повседневной жизни детей: когда они наблюдают за трудом взрослых и сами принимают посильное участие в нем; когда им рассказывают о производственных делах и показывают, как люди работают на заводе, на стройках, в учреждении; когда они пользуются всем, что их окружает и что является результатом труда; когда они пользуются дарами природы...

Воспитание бережливости у дошкольников надо начинать с малого — не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. С самого раннего возраста ребенку надо внушать: каждая вещь требует ухода; каждой вещи — свое место, откуда взял ее — туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребенок постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером.

К любому факту потребительского отношения к вещам, в какой бы форме это ни проявлялось, надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребенок с клумбы цветок, наломал ли за городом огром­ный букет зелени и бросил его, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью лифта и т. п. — все это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребенка бережно относиться к обществен­ному достоянию. Для начала пусть это будет забота о сохран­ности не только своей вещи, но и вещей старших или младших членов семьи. Пусть зреет в нем чувство хозяина, ответственного за порученные ему дела в доме. В дальнейшем это чувство он пере­несет и за пределы своего дома.

Нужно как можно раньше приобщать ребенка к общественно полезному труду, внушая ему: все, что за пределами твоей кварти­ры,— лестница, лифт, двор, улица, парк — твое, мое, наше. Это общее принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь, как свое, личное. Из этого усвоенного понятия в растущем челове­ке созреет важное качество личности — чувство «хозяина», кото­рое не только не позволит ему относиться потребительски к народ­ному достоянию, но и поможет стать созидателем, активным борцом за сохранение всех тех богатств, которые создаются руками человека.